Экспедиция проходила

август 2018

Дмитрий Славин

От Сахалина до Курил: «Здесь ты можешь почувствовать себя первопроходцем, находиться один на один с природой»

Летом 2018 Клуб путешествий Михаила Кожухова организовал экспедицию на Дальний Восток. Это был Сахалин и Итуруп. Экспедиция так и называлась: Далеко и ещё дальше. Она прошла настолько успешно, что в Клубе решили ее повторить. Регион очень интригующий, а интерес к направлению огромный. Мы побеседовали с руководителем экспедиции Денисом Сусловым, чтобы узнать из первых уст, зачем и почему стоит лететь на Сахалин, и что предлагает путешественникам Дальний Восток.

Сахалин и Курилы

Денис, расскажите нам о Сахалине. Весь Дальний Восток такой огромный, тысячи и тысячи километров, сотни природных чудес, каждый регион по-своему прекрасен. Но почему выбрали для экспедиции именно Сахалин?

Вы все верно говорите, для жителя центрального региона, европейской части России, Дальний Восток – огромный, интересный для путешествий регион, каждая часть которого неповторима. Камчатка, Чукотка, Приморье и Хабаровский край. Масса всего интересного, с точки зрения истории, погоды, флоры. Но Сахалин с Курилами, помимо прочего, – еще и острова. Ко всей той экзотике региона добавляется островная специфика. Это еще что-то более необычное, на кусочке суши, со всех сторон окруженном океаном. Все те же особенности истории, погоды, флоры и фауны, возведенные в степень из-за такой обособленности.

И основная, пожалуй, причина, по которой нас туда тянет – это соблюдение одного из принципа экспедиций нашего клуба – поиск неисхоженных нетривиальных мест. Как бы не была прекрасна Камчатка или Приморский Край, в летние сезоны они просто ломятся от наплыва туристов, даже не столько наших соотечественников, сколько китайцев, корейцев и японцев. И это даже неплохо, пусть такая популярность способствует развитию камчатского туризма, но мы избегаем таких сверхпопулярных направлений. Неистоптанные тропы на тихоокеанских островах – это не штамп, а реальность. Пусть и Сахалин в меньшей степени, потому что это остров с большим собственным населением и инфраструктурой, но к Итурупу это относится напрямую. Курилы российскому туристу практически неизвестны. Здесь ты можешь почувствовать себя первопроходцем, находиться один на один с природой.

Нехоженными тропами

Поделитесь впечатлением о Сахалине.

Сахалин оставил впечатление если не вавилонского столпотворения, то уж точно интернационального места. Здесь живут представители народностей со всего бывшего Союза, есть и дальневосточные иностранцы. Это связано с историей его последнего заселения, которая начиналась по большому счету только в 50-е года прошлого века, и с природными богатствами, и с огромным количеством коммерческой деятельности, которую в связи с этим там можно осуществлять.

Стереотип, что там одна только рыба и икра, совершенно неверен. Это огромный остров протяженностью в тысячу километров. Там несколько климатических зон и влияние океана. Бывает, что юг от севера отличается, как Питер от Сочи. На юге чем-то похожее на субтропики, на севере олени и вечная мерзлота.

Побережье Тихого океана

Расскажите о путешествии? Чем запомнилась первая экспедиция?

Это был невероятный микс всех видов активности. Все сложилось так, что мы решили летом 2019-го повторить этот маршрут, причем дважды, настолько велик интерес к направлению. Программа объединила людей разных интересов и разных возрастов.

Свои две недели мы начали восхождением на пик Чехова (не просто хорошее физическое упражнение, но и очень классный треккинг). Это самая высокая точка окрестностей Южно-Сахалинска, главная гора тут. Здесь не просто отличный вид, но и даже какая-то сакральная ценность, в виде останков японского Храма солнца на вершине.

Потом была двухдневная экспедиция на квадроциклах, по тропам и дорогам, по которым невозможно проехать на обычном, или даже хорошо снаряженном полноприводном автомобиле. Пешком это заняло бы очень много времени, а так, за пару дней, мы смогли осмотреть южное побережье Сахалина, посетить один из действующих маяков, построенных японцами.

На квадроциклах по Сахалину

Прямо таки действующий?

Да, именно действующий. Раскрученный и помещенный на все фотографии маяк Анива, хоть и находится на самой южной оконечности острова, сегодня совершенно заброшен и не функционирует. Мы же посещаем действующий маяк, построенный японцами в первой половине 20-го века.

Возвращаясь к путешествию… Продолжается оно до мыса Великан, визитной карточки Сахалина с выветренными останцами и каменными арками на побережье. После ночи в палатках и ухи из свежепойманной тут же рыбы, мы продолжаем переход до залива Буссе, в котором во время отлива на дне лежат самые большие в мире устрицы. Чтобы их открывать используется нормальный такой плотницкий топор. Они раза в четыре больше привычных европейских устриц.


Что вместо лимона использовали?

У нас всё с собой. Полноценное питание везем, так что были и лимоны, и популярный на Дальнем Востоке соевый соус, а еще с нами до залива Буссе доезжало белое игристое вино. Потому что самые большие устрицы надо попробовать с вином.


Давайте к активностям вернемся.

Да. Пик Чехова – это, можно сказать, была акклиматизация, тренировка. Перед восхождением на вулкан Баранского, которое мы осуществим на Итурупе. Оно технически несложно, скорее физически. Надо находиться в адекватной более-менее форме. Мы идем на вершину по совершенно разному ландшафту. Начинаем со смешанного леса, затем попадаем на каменные россыпи, а после уже бамбуковые заросли, словно мы – командос во Вьетнаме. Дополняет это ощущение проводник с ружьем. Тут ходят так, потому что на шесть с половиной тысяч населения людей приходится пять тысяч медведей. Поднялись ещё выше, и там, словно степь колышущихся волнами трав, а если повезёт с погодой, то вид на весь остров и на соседние острова гряды.

Если восхождение непростое, то спуск очень яркий. Нас ждет знаменитая «кипящая речка», вытекающая практически из жерла вулкана. В нее лучше не вступать, а то обваришься. Но уже пониже, где она подостыла, образовались кальдеры и оборудованы площадки, в которых можно устроить настоящий природный спа-ресорт. Я бы назвал его Курильским Памуккале, похоже по форме. И там никого нет, вообще. Только мы, спустившиеся после тяжелого и увлекательного восхождения.

Вахтовка на Сахалине

В какой-то момент экспедиции на Итурупе мы себя ощущали сталкерами. На вахтовке (другой транспорт там не возможен), но очень комфортабельной и оснащенной, добираемся на южную оконечность острова и залезаем в пещеру, где когда-то находился японский госпиталь. Попасть сюда можно только через полосу отлива, очень зрелищная история.

Кроме того, посещаем объект теперь уже скорее советского наследия – заброшенный аэропорт «Буревестник», построенный на месте бывшего японского аэродрома. Забавно, что аэродром тот был военный, с него, в частности, стартовали камикадзе во время налета на Пёрл-Харбор. А раз военный, значит скрытный. Они его построили так, чтобы максимально затруднить поиски взлетной полосы воздушной разведкой своих противников. И выбрали место, которое почти всегда скрыто туманом. Для японских военных самолетов удобно, для советской гражданской авиации не очень. Отсюда все эти знаменитые истории про двухнедельное ожидание рейса в аэропорту. Сейчас на другом конце острова действующий аэропорт, который в пику «Буревестнику» так и назвали – «Ясный».

Может показаться странным, но среди активностей упомянем и поход в музей. Нам помогают очень классные экскурсоводы, с очень реалистичными рассказами. И информация от них уникальна, мало кто ей владеет. Слушаешь и постоянно что-то новое открываешь для себя. Казалось бы, поход в Краеведческий музей – это галочку поставить, и все носом клюют через 15 минут. Сахалинский музей и его сотрудники разрушают стереотип. Обед, что называется, стынет в ресторане, а экскурсия уже как три часа, и людей за уши не вытащить.

Сахалинские крабы

Ну, если еда стынет… Самое время поговорить про какие-то гастрономические открытия Сахалина и Курил. Что-то поразило вас?

Рыба, которую ты сам ловишь на рыбалке, она в два раза вкуснее. На Итурупе мы выходили в море и ловили палтуса. И получилось много стандартных рыб и две, прямо вызывающих восхищение. С которыми нестыдно в популярные соцсети выкладывать селфи, минимум по 15 кг каждая. Хотя местные, конечно, все равно сказали, что это мелочь. Потом из этого палтуса повар начал готовить. И в уху его, и пожарить, и в салат добавить.

Хотелось бы особо отметить рестораны Южно-Сахалинска. Их много, они разные, и очень достойные. Есть чисто японские и чисто корейские, есть открытые русскими с русской кухней, конечно, с креном в сторону морской кухни и паназиатскими составляющими. Самый главный критерий, отличающий от большинства знакомых нам ресторанов европейской части России – свежесть продуктов. Для рыбного меню это очень важно. Сколько бы вам ресторатор в Москве не рассказывал о том, что все свежее, а Москва – порт пяти морей. Свежей, чем в Южно-Сахалинске у него не будет. И про икру, всего пару слов: когда я попробовал красную икру на Итурупе, я понял, что икры до этого не ел. И да, это и будет самый лучший сувенир с Итурупа.

Отдельного повествования заслуживает история корейцев на Сахалине. Пока они были под японцами, их сюда завозили в качестве дешевой, а иногда и вовсе бесплатной рабочей силы. Жили впроголодь, подножным кормом. В итоге научились готовить из всего, что попадалось под руку: тут древесные и морские грибы, бамбук и травы, водоросли и морские гады. Корейцы были депортированы, а корейская кухня осталась. Они народ очень предприимчивый и трудолюбивый. Такой простой ассортимент «из ничего» достиг самых кулинарных высот. Кажется, что по количеству ингредиентов аналогов у корейской кухни в мире вообще нет.


Самое сильное впечатление поездки?

Люди. Русские, украинцы, белорусы, казахи. Такие понятные и привычные нам. Но заброшенные судьбой и историей на остров. Они такие же, как мы, но живут как на большой подводной лодке, где ни от кого никуда не спрятаться. Взаимоотношения совсем другие. У нас как получается: человек приехал из одного большого города в другой, нагадил там и уехал в третий город. Там такое в принципе невозможно.

Плюс очень непростой климат. Мы приезжаем в самый лучший отрезок летом, но даже тогда бывает, как называют эти дни сахалинцы, «четыре сезона в один день». Поэтому, кстати, мы очень серьезно относимся к экипировке. А зимой снег вообще 4 метра. Мой знакомый на Итурупе входит в дом в окна второго этажа, а первый превращается в подвал до весны. Выживание сплачивает. И вроде нет такой нации – сахалинцы, а они даже за пределами острова, на континенте выделяются из толпы и видят друг друга.

Хотим позвать вас, пусть и на короткий промежуток, но стать членом этой огромной семьи. Погрузиться в дикую природу российского Дальнего Востока. Маршрут разработан и проверен на местности, как говорится – «разведка боем». Присоединяйтесь!



Присоединяйтесь к путешествиям по России!

Посмотреть будущие экспедиции

+