интервью
Дмитрий Славин

Деньги в горах не рулят: как я совершил восхождение на Эльбрус

Клуб путешествий организует экспедицию на Эльбрус. Алексей Карелин – наш гид, кандидат в мастера спорта по альпинизму, рассказал, почему он посвятил свою жизнь горам и как осуществить мечту: подняться на высочайшую вершину Европы.

Для обычного человека – не альпиниста, не завсегдатая турклуба и походов выходного дня, а того, кто поддерживает физическую форму, подняться на вершину Эльбруса – реально?

Для тех, кто не страшится физической нагрузки, – реально. Желательно, конечно, потренироваться перед маршрутом, не злоупотреблять алкоголем и никотином, иметь хорошее снаряжение. А ещё рядом должен быть сертифицированный инструктор. А если ещё и погодные условия благоприятные, то это отличный шанс на удачное восхождение. Но успех все равно зависит только от самого человека, его труда и упорства. Мы можем только создать ему максимально комфортные условия, но сделать шаг на вершину он может только сам.
Elbrus

Когда лучше всего подниматься?

Профессионалы совершают восхождения круглый год, но основной сезон – это июль, август и начало сентября: в это время года погода стабильна. Мне очень нравится на эльбрусских склонах в сентябре. Погодные условия все ещё по-летнему хороши, а турпоток уже значительно спал. Вместо сотен людей остаются десятки. А внизу, в лесной полосе, очень мягкая, красивая осень.

Клиент – проводник: каким должно быть их соотношение в группе, поднимающейся на Эльбрус?

Если говорить про подъём по классическому маршруту, то в альпинизме на вершину категории 1Б выходит один инструктор на группу до 11 человек. Чем выше категория, тем меньше людей на инструктора. По маршрутам 2А-2Б – не более шести. В ключевых местах маршрута здесь висит перильная веревка для самостраховки. Вообще у нас, инструкторов, безопасность – ключевой момент, и красной нитью проходит через все этапы: подготовка, обучение, восхождение. В отличие от других фирм, мы используем кислород на Эльбрусе. На каждую группу обязательно есть кислородный баллон. Если человеку стало плохо, мы его применяем. Человек буквально на глазах оживает, нам удаётся его быстро и безопасно спустить вниз.
Восхождение на Эльбрус

Становились ли вашими друзьями незнакомые прежде люди, с которыми вы проходили маршрут?

По-другому и быть не может. Горы сближают, мы становимся друзьями. Сразу же находим в соцсетях друг друга, поддерживаем отношения после. Вообще поймите, альпинизм и деньги – сомнительная связка. Деньги в горах совсем не рулят, тут в первую очередь важны человеческие отношения.

Как проявляется горная болезнь и как с ней бороться?

Её бояться не стоит, она случается с каждым. Все через неё проходят, и гиды тоже. У кого-то на высотах 1000-1500 метров, у кого-то выше. У каждого свой порог. Это физиология, от неё не уйдешь. Меняется состав крови, появляется одышка, потом головная боль, мягкость в ногах. Обязательно нужна плавная ступенчатая акклиматизация. Например, поднялись на высоту 1000 метров, потом спустились на 500 пониже и легли спать. Такой стиль акклиматизации называют «пилой». Не забывайте про физическую работу и активность, не просто залезть в спальник и переждать приступы, а выйти на улицу, помахать снеговой лопатой, построить ветрозащитную стенку. Мышцы работают, кровь насыщается кислородом, организм привыкает. В крайних случаях от горной болезни появляется рвота, повышается температура. Мы всегда таскаем с собой большую аптечку с медикаментами, в том числе и от горняшки. Также у нас в спутниковой доступности есть врач, а кислородный баллон – с собой.

А мобильная связь?

Почти везде уверенно ловит Мегафон. В день восхождения, уже выше 4500–4800 метров, используем спутниковый телефон. И на самой вершине можно попробовать поговорить, там до десятка разных сетей ловит, но чаще всего не подключается к ним, да и ветер мешает. Из десяти последних подъёмов у меня там только однажды был штиль, такой, что можно было спокойно посидеть, поболтать, позагорать. Обычно тут ветер – от 25 метров в секунду, и очень промозгло.

Как долго идти до вершины?

В штурмовой день на подъём у группы уходит порядка восьми часов, после чего мы спускаемся 4–5 часов вниз.
На Эльбрусе

Есть ли бытовые хитрости, которые помогут на склоне?

У меня за 20 лет в альпинизме всё уже доведено до автоматизма, но есть несколько моментов: палатка должна быть с юбкой (дополнительный кусок ткани по периметру, чтобы не задувало снизу) и побольше оттяжек: ветра здесь сильные. Обязательно пищу и продукты с собой – вкусные и здоровые, даже с изысками, такие, что пальчики оближешь. На высоте ведь пропадает аппетит. А у каждого есть любимые блюда, от которых невозможно отказаться. Их-то и надо брать. Ещё вода здесь – ледниковая, дистиллированная, вымывает из организма полезные вещества. Поэтому мы используем шипучие таблетки или минерализуем добавками кальция и магния. Так её пить приятнее и готовить на ней вкуснее и полезнее.

Есть у вас какие-то ритуалы, приметы на восхождении?

Если установилась отличная погода, стараемся не говорить об этом. Обсуждать погоду – это вообще табу. Так она дольше продержится.

На всю Кабардино-Балкарию известен Чокка Залиханов – он 209 раз подымался на Эльбрус, последний раз в 110-летнем возрасте. А вы помните все свои восхождения?

Нет, конечно, я не Чокка. В прошлом году, например, было восемь подъемов, в этом пока четыре. Гид обычно совершает 10 восхождений за год. Из того, что запомнилось, – маршрут «Крест» когда поднимались сразу на две эльбрусских вершины – Восточную и Западную. Были интересные маршруты, когда шли со стороны Карачаево-Черкесии и когда заходили на минеральные источники. Самое сильное впечатление: встреча со снежным барсом. Всюду его следы! Тишина. Снег только выпавший, свежий. Ты понимаешь, что барс тоже где-то здесь, притаился за камнями и смотрит на тебя. Это не страшно, наоборот, возникает ощущение причастности к какой-то великой тайне природы, боязнь лишним движением разрушить её.
Две вершины Эльбруса

Как случилось, что горы стали частью вашей жизни? И как вы оказались на Эльбрусе?

Я ведь из Бурятии, а там горы со всех сторон. Волей-неволей туда попадёшь – в школьные походы, на турслёты. После армии попал на настоящие альпинистские сборы. Там было уже всё серьёзно: высота, стены. Затянуло, и я начал совершенствовать навыки, связал с горами жизнь – уже не мог без них жить. Начал работать в Бурятской поисково-спасательной службе. Шёл в горы уже спасателем, начал учить и других спасательным работам, объяснял, как выживать в этих условиях. Там ведь все по-другому... Однажды увидел объявление о наборе гидов на Кавказ. Мои навыки подошли. Приехал в Приэльбрусье и влюбился в Кавказ! Остался здесь.

Каждый находит в горах что-то своё: красоту, свободу, спорт… Чем стали горы для вас? Эльбрус в частности?

Теперь это – и то, и другое, и третье, и много что ещё. Из 12 месяцев я только зимой не в горах – в декабре и январе. Как ни странно это прозвучит, но в горах я нашел людей. Именно они там и есть самое главное, на равнине люди другие. На высоте формируется особый характер человека: он тут становится самим собой.

Эльбрус – это, конечно, высшая точка Европы. Но, кроме титула, это ещё и живая огромная гора. Вулкан, пусть уже потухший или ещё дремлющий, но тем не менее. С богатейшей историей – от первых восхождений до героических событий Второй Мировой. Не надо думать, что здесь всюду толпы народа. Есть огромное разнообразие маршрутов, в том числе, среди совершенно безлюдных и безумно прекрасных мест. Обычно в день восхождения, на 5000 метрах, мы встречаем восход. Он здесь… хрустальный, что ли. Подобной картины большинство людей вообще в своей жизни не видели. Когда весь мир внизу, вокруг море облаков и снежные пики. Все розово-красное, оттенки меняются каждые полминуты. Сложно передать эту красоту словами. Молча смотрим, чтобы запомнить.
Рассвет в горах

Присоединяйтесь к новым путешествиям!

Посмотреть будущие экспедиции

+