интервью
Дмитрий Славин

Эверест: в горах своих не бросают

В октябре состоится экспедиция к базовому лагерю Эвереста. Виктория Витова – наш гид на непальских маршрутах. Последние пять лет, каждую весну и осень, она проводит в Гималаях, а лето – на Кавказе, не забывая при этом родные Карпаты и Альпы. За ее спиной сотни километров маршрутов. Не так просто отыскать человека, столь влюбленного в Непал и так хорошо его знающего.
Девушка – горный гид: необычно, на первый взгляд. Что привело в эту профессию?

Девушек в этой сфере меньше, чем мужчин, но тоже немало. Особенно на треккингах. Профессия горного гида, скорее, подходит не по гендерным признакам, она подходит людям с определенным типом характера: независимым, самостоятельным, ответственным. Мои коллеги частенько не лишены самолюбования, но это всегда умные и отзывчивые люди.

Нельзя сказать, что это простая работа, но она – любимая. Да, здесь есть риск и напряжение, нет нормированного рабочего дня и люди в экстремальных для них условиях. Но вокруг мои любимые горы, и я открываю их для участников моих групп. Делюсь опытом и историями, слежу за безопасностью, раскрываю маршрут с разных точек зрения. Каждый новый «заболевший» горами – радость для меня. «Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в жизни» – это про меня.

А когда-то я работала в социальной службе и школе, сидела в кабинетах, заполняла бумаги. Мне не хватало простора и свободы. Наступил момент, когда вопрос: «Чего ты хочешь?» – стал ребром, и я ответила: «В горы». И ушла.

Гималаи – это реально для обычных людей?

Абсолютно. Горы настолько большие, что вмещают всех желающих. От ультра-спортсменов до людей с ограничениями. Ведь вам не обязательно лезть на вершину, чтобы увидеть Эверест. Наоборот, большую гору лучше видно издали.
Everest base camp (unsplash @Sebastian Pena Lambarri).jpg

Кругом монастыри, молитвенные флаги: у этих мест какая-то особая энергетика?

Бесспорно. У меня каждый раз дух захватывает от красот, масштабов, невероятной природной силы. Здесь чувствуешь себя как-то по-особенному. Говорят, в Гималаях нужно быть осторожнее с желаниями: они имеют свойство сбываться.

А что это за люди – шерпы?

Для меня они – мои друзья, обитатели гор, которые никогда не жили ниже 3000 метров. Во всяком случае, до XX века. Учёные даже обнаружили у них так называемый «ген высоты». Совокупность особенностей, помогающих лучше переносить жизнь на высокогорье. Сюда относятся и низкий рост, и выносливость. Они ведь поколениями росли и выживали на высоте. И лучше всех адаптированы к жизни в Гималаях. Нашли эффективные способы борьбы со всеми сложностями – их советы оказываются самыми действенными, когда начинается горная болезнь. А ещё они привычны к тяжёлому труду, и с середины прошлого века помогают альпинистам заносить снаряжение и продовольствие к штурмовым лагерям и вершинам. Отсюда и пошло заблуждение, что «шерпы» означает «носильщики». На самом деле, это народность, а грузы носят «портеры». Сейчас среди шерпов всё больше высокогорных гидов, которые работают на сложных восхождениях. Они способны «учуять» тропу и различать десятки разных типов снега.

А ещё у них не принято отказывать и говорить «нет». Нужно постараться как-то обойти необходимость отказать или очень подробно объяснить причину такого решения. Они всегда изначально дружелюбны и открыты к каждому.
Sherpa (unsplash @Sunny Tank)

Почему всех так манит Эверест?

Мне больше по душе его другое имя – Джомолунгма. На санскрите это означает «Божественная мать, дарующая жизнь». Есть ещё и непальское имя Сагарматха – «Лоб Небес». Более привычное европейскому уху название дано в честь генерала британской геодезической службы полвека назад.

Я называю трек к базовому лагерю очень «мужским», в противоположность «женскому» – вокруг Аннапурны. Но гендерное разделение путешественников тут ни причем, это моё восприятие маршрута. Трек Everest Base Camping или EBC, как его коротко называют, требует большей целеустремленности, выносливости, способности удержать груз мощных, сногсшибательных впечатлений. Маршрут насыщен «лунными» и «марсианскими» пейзажами, величественными и легендарными снежными вершинами. Окружающие масштабы требуют от участника немного смелости и моральной устойчивости, способности идти дальше, когда уже захватывает дух от впечатлений. На окружающих вершинах рождались легенды альпинизма, да и сейчас совершаются подвиги, человечество утверждается в своих возможностях.

А ещё по тропам Кхумбу гуляют пушистые «котики» Гималаев – огромные яки. Удивительные животные, которые, как и шерпы, не живут ниже 3500 м. Они здесь основной транспорт, а ещё источник молока, сыра и мяса. Плед или коврик из ячьей шерсти способен согреть в суровую гималайскую зиму. Несмотря на внешнюю неповоротливость, они грациозно и быстро передвигаются по осыпям и скалам. Изловчиться и почесать яка – любимая забава приезжих. Все удивляются, что они питаются мхом: сколько ж такому великану надо?
Yak (unsplash @Sanjay Hona)

На треке EBC всегда многолюдно. Как избежать толкучки?

Основная проблема многолюдных треков – найти свободные номера для ночлега. Опытный гид заранее бронирует места для группы и обладает контактами лоджий, если вдруг маршрут немного изменится. В остальном же люди на треке – это всегда интересно. Ведь сюда съезжаются отовсюду - настоящий Вавилон! Можно встретить удивительных путешественников, услышать сотни потрясающих историй.

Да, иногда бывает тесновато на тропе, но можно ведь сдвинуть время выхода, учитывая длительность предстоящего перехода, состояние участников и прогноз погоды.

Как правильно акклиматизироваться на пути к Эвересту?

Необходимо выполнять базовые правила. Например: ночевать не выше примерно 500 метров по вертикали от предыдущего места, соблюдать питьевой режим, следить за здоровьем, хорошо и правильно питаться, сохранять баланс физической работы и отдыха. Ничего сложного, но часто люди пренебрегают этими правилами. Многое зависит от особенностей организма и физической подготовки. У кого-то большой запас прочности, у кого-то он меньше. Хорошее самочувствие участников на маршруте – это тоже забота гида.

Что делать с человеком, который всё-таки не может идти дальше?

Если человек не может идти дальше, необходимо вызывать вертолёт. Для этого у каждого должна быть страховка, покрывающая такие расходы или наличные, примерно 2000-3000$. Если это не связано с состоянием здоровья, можно остаться в селении или вернуться назад с одним из шерпов.

Если уж ситуация совсем критическая и помощь требуется немедленно, а вертолёт ещё несколько часов ждать, то у гида всегда с собой есть аптечка, он может оказать первую помощь в горной местности. По неписанным горным законам, вся группа принимает участие в помощи пострадавшему – донести до вертолетной площадки, следить за соблюдением питьевого режима или просто успокоить и отвлечь разговорами. У нас своих не бросают.

Не надоедает ли ходить одним и тем же маршрутом?

Ещё ни разу этот маршрут не был для меня одинаков. Другие люди, другая погода – и всё уже иначе. Идём в другом темпе, облака рисуют другие узоры, снег иначе лежит на склонах. И место это настолько масштабное, прекрасное и удивительное, что совершенно не надоедает. Там есть на что смотреть и в первый, и в пятидесятый раз. Каждый поход – это что-то новое про шерпов, регион, погоду, маршрут. В общем, я хожу этим маршрутом с удовольствием уже много лет и вам его рекомендую. Всё же – базовый лагерь самой высокой горы в мире и восхождение на Кала Патар 5650 метров. Считайте, что Эльбрус, только проще. Вокруг легендарные горы: Ама-Даблам, Пумори, Лхоцзе, Нупцзе, Тамсерку, Табуче. Все это нужно хоть раз увидеть!

Everest (unsplash @Sebastian Pena Lambarri).jpg

Присоединяйтесь к новым путешествиям!

Посмотреть будущие экспедиции

+