статья
Денис Суслов

Любование сакурой и горами Страны Восходящего Солнца

В конце марта мы отправляемся в Японию. Хотел бы поговорить с вами об этой стране и своем опыте путешествий в страну восходящего солнца в 2020 году. Всё случилось за два месяца до полного локдауна, мы успели сгонять в Японию, походить там по горам, увидеть там самое интересное. И после этого всё закрылось на ковид, на год-полтора. Сейчас есть возможность вернуться! И я приглашаю вас в это путешествие, группа практически набрана.
И даже если вы не присоединитесь к нам, этот разговор всё равно будет для вас не безынтересным.

Почему мне лично так нравится Япония?

Это не ложный стереотип, Япония – это действительно абсолютно другая планета. Эта страна, которая отличается от чего-либо, что вы видели раньше, даже если вы много путешествовали. Абсолютно другая культура, абсолютно другой мир, менталитет, архитектура. Всё другое! И на мой взгляд главная отличительная черта японцев – их абсолютный перфекционизм. Все те удивительные вещи, которые там можно увидеть обязаны именно этому свойству японского характера – перфекционизму. Считаю, что у японцев отсутствует ген креативности (надеюсь они на меня не обидятся). Ну или присутствует в очень малых дозах и у отдельных личностей, потому что, конечно, существуют известные японские дизайнеры, архитекторы и т.д., люди, создающие что-то с нуля. Но абсолютное большинство японцев берут то, что создали другие, и усовершенствуют это. То есть с креативностью проблемы есть, но нет никаких проблем с перфекционизмом. Они не изобретали, очевидно, автомобиль, но производят одни из лучших автомобилей в мире. Они не изобретали микроволновки и посудомоечные, стиральные машины, но делают одни из лучших в мире бытовых приборов. Их изобрели другие нации, а японцы довели их до совершенства. 

Автомобили из Японии

Хороший пример – виски. Всем понятно, что самые правильные виски шотландские, и в этом нет никаких сомнений. Есть еще виски ирландские, американские, называемые бурдоном, есть даже тайские виски и какие-то ещё. Но только японское виски Yamazaki был признан авторитетным шотландским изданием, которое является главным изданием про виски в мире, напитком, достойным носить название виски. Yamazaki 18 years Single Malt был отмечен в главном вискарном издании Шотландии как достойный конкурент шотландскому виски. При том что эти люди с утра до вечера издеваются над виски ирландскими, английскими и уж тем более другими – американскими. Но японцы смогли взять чужой продукт и создать нечто крутое. Это их национальная особенность.

Виски Yamazaki

И в эту страну мы поедем и будем наблюдать кучу всяких интересных интересностей. Как я говорю, классический суповой набор: достопримечательности Токио, Киото, Осаки, при том, что там их бессчётное количество. Мы едем в Японию в период цветения сакуры. Конечно, всё подгадано специально, чтобы все эти замечательные достопримечательности находились на фоне этого культового события – цветения японской вишни, бело-розовой, картинка цветения которой является заставкой на многих смартфонах и компьютерах.

Цветение сакуры

Но у нас задача – не просто ходить на экскурсии. Всё прекрасно: Синдзюку, храм тысячи ворот, золотые павильоны, все эти потрясающие исторические достопримечательности. Но мы же едем в составе «Экспедиций клуба путешествий Михаила Кожухова», поэтому мы обязательно должны заниматься активностями. Это непривычный взгляд на Японию. В прошлой поездке половина группы в Японии уже была, включая меня. И люди ехали повторно в Японию, потому что влюбились в неё, потому что она их тронула и вызвала желание вернуться. Но у них было ощущение, что они увидят то, что видели уже до этого, 3-5 лет назад, будет повтор. Но в конце они признались, что это была другая, абсолютно новая поездка, она никаким образом не повторяла предыдущую. Только в деталях: от Токио, Киото и Осаки никуда не деться, они прекрасны. Но никто из моих товарищей по путешествию по горам до этого не ходил. А мы пойдём!

У нас будет 2,5 треккинга. Объясню. 

Первый наш треккинг – это так называемый траверс горы Танзава, это в окрестностях Токио. Лично мне пейзажи напомнили любимую Швейцарию. С точки зрения видов, организованности, чистоты, красоты очень похоже на Швейцарию, но это Япония. На каждом перевале, в начале и конце каждого подъёма вас будет встречать Дзидзо. Это каменная фигурка, символический человечек, которого японцы любят наряжать, чтобы он не мёрз, чтобы ему было комфортно. Повязывают ему шарфик, надевают шапочку. В итоге каменный человек оказывается хорошо наряженным в разные шерстяные одежды, перед ним стоит тарелочка с конфетками, монетками, это мини-подношения. Дзидзо – это такой местный полусвятой, который прошел путём понимания и просветления, уже был готов оказаться живым на небе, войти в пантеон буддистских святых, но остался на земле, чтобы указывать людям правильный путь. Такой вот «помогай». Человек, который отрёкся от статуса святого, чтобы помогать нам, грешникам. Естественно, японцы его благодарят и почитают. Фигурки Дзидзо раскинуты по горам там и тут, мы будем их постоянно встречать.

Статуэтки Дзидзо

Главная прелесть траверса Танзавы состоит в том, что почти всё время мы идём с панорамным видом на Фудзи-сан – самую главную, самую красивую, самую почитаемую гору Японии. Фудзи – это не альпинистская гора; это предмет поклонения всех японцев, предмет воспевания всеми художниками и поэтами. Это символ Японии. Я слышал от компетентных товарищей, что подниматься на саму Фудзи не интересно и не здорово. Фудзи – это объект созерцания, вы должны смотреть на неё со стороны. Поэтому траверс Танзавы идеален в этом плане. Если нам повезёт с погодой (а «Экспедициям» всегда везло с погодой), мы увидим Фудзи в лучах рассвета (стартуем мы очень рано), в полуденных лучах и даже в лучах заката (потому что закончим мы ближе к вечеру). У нас будет созерцательный, медитативный треккинг, когда мы видим её под разными углами, чуть выше, чуть ниже, когда она чем-то перекрыта или видна полностью. С плато 1500 м она видна идеально. Один из смыслов этого треккинга – наблюдение за Фудзи-сан, за горой Фудзи.

Гора Фудзи

Второй треккинг ещё интереснее. Это подъём на священную гору Коя-сан. Это колыбель и центр японского буддизма. Монах Кукай, японец, живший в конце 8-начале 9 века, сгонял в Китай, привёз оттуда буддизм, он тогда один его исповедовал. Основал на горе Коя-сан маленькую обитель и оттуда начал проповедовать. Всё, что связано с именем монаха Кукая, абсолютно священно. Коя-сан – невысокая, столовая гора с плоской вершиной, сюда ходят паломники. И мы с вами пойдём по этому паломническому маршруту. Он специально проложен от нижней часовни у подножия горы, куда спускался Кукай, чтобы принять какие-то подношения, встретиться со своей матерью. Дальше мы пойдём по кедровым и бамбуковым рощам, по открытым и закрытым пространствам, по полям и лесам вокруг этой горы, чтобы в итоге оказаться на вершине. Маршрут около 20 км, набор высоты довольно приличный. Это паломнический, нереально красивый, при этом исторический и идеологический маршрут. В итоге мы окажемся на вершине горы Коя-сан, где в свое время жил Кукай в своей обители. Позже это место застроили сплошь монастырями. Их там было больше 30, был такой город монастырей. Часть из них закрылась. Сейчас два десятка функционируют.

В одном из них мы даже заночуем, потому что там так принято, при каждом монастыре существует гостиница. Внутри всё по-японски: никаких кроватей, столов со стульями, едим сидя, спим на полу, на специальных матрасах. Если повезёт, внутри может быть ванная фура. Я там был, скажу честно – очень вкусно кормят, приносят карту вин (итальянские, французские, японские сливовые вина), но мяса в меню вы там не найдёте, всё вегетарианское. С алкоголем проблем нет, платите деньги – будет вам алкоголь. Вот такой подход.

Можно проснуться пораньше и попасть на 5-часовую утреннюю молитву в этом же монастыре. Они не возражают против присутствия иностранцев и туристов. Если человека интересует, они легко пускают на ритуал. Мы, конечно же, тоже пойдём. А потом на осмотр достопримечательностей. Там находится одна из известных пагод в Японии, там же – самое знаменитое, культовое кладбище. На нём похоронено более 200 тысяч известных монахов и великих людей Японии: императоры, сёгуны – все, кого вы знаете по истории, романам Акунина или голливудским фильмам, все эти 47 ронинов – все похоронены там. Там растут высокие деревья, секвойи в 5-6 обхватов, вокруг которых располагаются могилы, поросшие мхом, которым 500-600-700 лет – совершенно фантастическое зрелище! На окраине кладбища построен храм, который является усыпальницей непосредственно Кукая.
Здесь есть ещё интересные могилы: например, памятник космической ракете. Стоит ограда, внутри космическая ракета, непилотируемая. Спрашиваю, что это значит, там люди погибли? Нет. Ракету запускали в космос, она не долетела, вот решили ей поставить памятник на кладбище, это нормально.
Еще есть довольно большая ограда с памятником компании Suntori – это крупный японский производитель безалкогольных и слабо алкогольных напитков, аналог Coca-Cola. И там тоже никто не похоронен. Дело в том, что иметь площадку на кладбище – это престижно, показатель серьёзности компании, они могут позволить себе купить на самом дорогом кладбище мира купить 40 квадратов земли и оборудовать всё мрамором. Никого хоронить там не собираются, это просто такой презентационный стенд компании на знаменитом кладбище. Вот как-то так.

С горы будем спускаться уже на комфортабельном автобусе и продолжим наше путешествие.

Кладбище на горе Коясан

Почему же 2,5 треккинга? Траверс горы Танзавы, восхождение на Коя-сан с ночевкой в монастыре. Но еще мы будем посещать монастыри в окрестностях Осаки и Токио, и там мы тоже будем ходить ножками по ступеням – не везде можно подъехать на машине и подняться на фуникулёре. Начиная от Храма тысячи ворот и заканчивая Храмом исполнения желаний – везде нужно ходить ногами. Суммарно это будет 10-15 км, набор высоты 300-400 м – вы удивитесь, увидев такие показатели на своих треккинговых устройствах после экскурсий.

Синтоистский храм Фусими Инари

Ещё немножко добавлю своих эмоций от посещения Японии. 

Представьте себе центр Токио, парк, за ним находится трёхэтажный павильон, рядом пруд, речушка, деревья, плавают королевские карпы – всё, как японцы любят. И на центральной аллее стоят обычные столы вдоль тропинки, на столах стоят вазы, а в них растут самые старые бонсаи в мире. Для японцев бонсай – больше, чем просто дерево – это произведение искусства, это совершенно культовый объект. В горшке растёт дерево: это могут быть ёлки, платаны, яблони и др. Так вот самому старому бонсаю в этой галерее сейчас 850 лет. Эти деревья бесценны. На мой вопрос, сколько же такое дерево может стоить, гид отвечает: «Вот видите этот трёхэтажный павильон? Который возвышается над парком в Токио, одном из самых дорогих городов мира. Это самый дорогой ресторан в Токио, самый дорогой в Японии, в нём три этажа, три зала. Средний чек за ужин 50 000 $. Овербукинг в ресторане примерно на два-три месяца вперёд. Здесь обычно заключаются и обмываются крупные корпоративные сделки». Я не понимаю, я же спросил про цену бонсая. «Любой из этих бонсаев стоит дороже, чем этот ресторан!». И вот два года назад приезжали туристы откуда-то с Дальнего Востока, в этот момент одна из 300-летних яблонь плодоносила, на ней висели яблочки. Во время экскурсии один из туристов яблочко скушал! К счастью, нет видеокамер, полиции, лазерных лучей, всё в свободном доступе. Турист решил прикоснуться к истории и съесть бесценное яблочко! Это вопрос про разницу в менталитетах.

Японский бонсай

Еще одно наблюдение про контрасты в Японии – старое и новое. Япония – абсолютный лидер в мире по сочетанию несочетаемого, современности и прошлого. Уважение к традициям проявляется во всём. Даже американизированные байкеры на Харлеях едят сущи-палочками. Дети, старики, среднее поколение – все уважают старину, историю и веками сложившиеся понятия. Хотя внешне у них абсолютный 23 век! Япония быстрее всех в мире развивалась, потом пережила кризис, но даже сейчас, приезжая туда, не перестаёшь удивляться приметам будущего на каждом шагу: в технике, архитектуре, транспорте, во всём! В шоуруме Toyota стоит машина с водородным двигателем. Они его создали, он существует, хоть завтра можно пересадить население с бензиновых двигателей. Абсолютно рабочий экземпляр.

Поезда-синкансены развивают скорость 300 км/ч. За окном просто мутная серо-зелёная пелена, потому что из-за скорости поезда глаз не успевает сфокусироваться, но при этом чашка кофе или бокал пива на столике даже не шелохнётся – ощущение, что вы стоите на месте. Вот это будущее!

Поезда-синкансены

Но на этом поезде из будущего мы приезжаем в один из храмов, в прошлое. История из поездки 5-летней давности, мы были с семьёй на майские праздники в Киото, там тоже эти дни считаются выходными: праздник всех трудящихся, проводятся демонстрации, профсоюзы работают. Много туристов, в том числе из самой Японии, молодые люди 25-35 лет, одеты в национальные костюмы. Первая мысль – ряженые! Артисты самодеятельности, фольклорные коллективы, которых муниципалитет приглашает для создания атмосферы. Мне отвечают: ну какие ряженые, один костюм стоит около 10 000 $ – один костюм из хороших материалов и по всем канонам! Поэтому не все могут такое позволить, чаще всего берут на прокат. Но если люди отправляются в свои длинные выходные путешествовать по стране, например, в Киото – это место такого туристического паломничества для японцев – они считают своим долгом взять напрокат костюм и с утра в гостинице наряжаться. Женщины белят лица, мужчины долго собирают волосы в пучок, надевают гэта, носочки, кимоно, пояса – одеться в этот костюм занимает больше часа. Неудобно, сложно, по лестницам, целый день в костюмах ходят, потому что это круто! Для японцев предмет гордости и удовольствия находиться в храме в национальном костюме! При этом в обычной жизни эти люди носят джинсы и пьют Кока-колу, катаются на мотиках и ходят на дискотеки, но в праздники они за немалые деньги арендовали костюм и тусуют по старинным храмам.

Национальные костюмы Японии

Ещё пара историй про Японию. Гуляем вечером по Токио, ближе к нолуночи, заходим в бар выпить перед сном по 50 гр того самого Yamazaki, хотя бы 12-летнего, бог с ним с 18-летним. Подходит владелец бара, он же официант, традиционно кланяется (как и всегда: когда здороваются, прощаются, принимают карточку для оплаты), спрашивает: «Чего изволите?». «Yamazaki». И у него лицо становится белым, как бумага, потому что Yamazaki у него закончился, он понимает, что это провал. Мы успокаиваем его, что это не проблема, несите другой виски. Он не розовеет обратно, говорит «минуточку!» и исчезает. А дело было к полуночи, за 15 минут до закрытия. Через 10 минут он появляется, весь мокрый, тяжело дышит, он бегал, километр или полтора, у него в руках початая бутылка Yamazaki 18-летнего. То ли он сбегал к себе домой, то ли в соседний бар. Мы же ему говорили, что не надо Yamazaki, нам и обычный виски подойдёт. Но для него это реально удар по репутации, удар по психике – он не может удовлетворить первоначальное желание гостей. Он сгонял, как Волк из «Ну, погоди!», принёс виски и выдохнул – он запрос удовлетворил, хотя никто его об этом не просил.

Японский бар

Следующая история про японское чудо. Я задал этот вопрос нашему японскому гиду, в чём секрет. На что он показал мне одну фотографию – снимок, сделанный с полицейского вертолёта 2011 года, когда произошла авария на атомной станции. В тот момент были опасения, что трагедия пойдёт по нарастающей, что там будет второй Чернобыль. Всех оповестили про инцидент, будьте готовы к эвакуации. Все схватили своих жен, детей, тёщ, бабушек, дедушек, канареек, кошек и собак, сели в свои Тойоты и Ниссаны и поехали в сторону Токио. Туда ведёт прекрасное 6-полосное шоссе, но на полмиллиона человек оно не было рассчитано, образовалась 30-километровая пробка. Что изображено на фотографии? Разделительная полоса, пустая дорога в сторону АЭС и глухая пробка в сторону Токио. А справа есть выделенная полоса для спец. транспорта. В машинах сидят люди, которые понимают, что вот-вот может шарахнуть и они умрут, быстро и мучительно. Но на выделенке ни одной машины! Там не стоит бронетранспортёр с пулемётом вооружённых сил, нет даже ни одной машины полиции, просто по этой полосе должна проехать скорая помощь, пожарные, чтобы прийти на помощь, если понадобится. Люди понимают, что могут умереть, но есть выделенка, и она для другого. И ни одна машина на выделенку не выехала. Вот это тот случай, который многое объясняет, то самое японское чудо.


Я сегодня не говорил про сакуру, несмотря на то что это главная «привлекалочка» нашей поездки. Мое глубокое убеждение, что даже если бы сакура не цвела, Япония заслуживает посещения: японские горы, японские треккинги, исторические достопримечательности.

Япония заслуживает посещения в любое время года!

До встречи в Японии!

Присоединяйтесь к новым путешествиям!

Посмотреть будущие экспедиции

+