статья
Денис Суслов

Вы ходите, дети, в Африку гулять!

Сегодня у нас разговор об Африке, конкретнее о Намибии. Экспедиция в эту замечательную страну в очередной раз состоится в конце апреля – начале мая 2023. Мы планируем путешествовать по Намибии в режиме self-drive-safari.

Что нас ждёт?

Нас ждёт путешествие по южной Африке на великолепно подготовленных внедорожниках.

Почему именно Намибия?

Мы, как правило, используем два маршрута: это Намибия и Ботсвана и просто Намибия.

Намибия и Ботсвана – это путешествие в чистом виде зоологическое. Если вы фанаты африканских животных, вам нужно в Ботсвану. Потому что там в первые два-три дня вы встречаете не просто Большую африканскую пятёрку, но и всю Африканскую двадцатку. В какой-то момент звери начинают вас утомлять. Если в первые дни при виде слонов, носорогов или жирафов, вы останавливаетесь, долго их фотографируете, постоянно выбираете какие-то ракурсы, пытаетесь сделать побольше снимков, то примерно день на третий-четвёртый: «Ну слоны… Поехали дальше, сколько можно! Носороги белые? А, чёрные… Поехали дальше! Нам нужны белые».

Носороги в Африке

А в Намибии чуть-чуть по-другому. Там тоже есть все эти животные, и в достаточно большом количестве. Но главная привлекательность Намибии, с моей точки зрения – не в количестве животных, которых мы там встретим за наши 12 дней экспедиции, а постоянная смена пейзажей, рельефов, климата; серьёзный off-road и аутентичные дикие племена южной Африки. Для меня лично, это даже более привлекательно, чем большое количество зверей.

Почему меняется климат? Намибия вытянута вдоль западного побережья Африки, вдоль Атлантического океана, от границы с Анголой до ЮАР реально позволяет в течение буквально нескольких дней переместиться из зоны столичной, города Виндука, на юг, в район знаменитых Дюн и Мёртвого леса. И там температуры могут быть, предположим, ночные +7 °C, а дневные - +27 – 30 °C.

Оттуда переместиться на небезызвестный Берег Скелетов, где благодаря атлантическим холодным течениям и постоянным ветрам температура будет в районе +20 – 25 °C, при этом там берег безжизненный, тучи ходят по небу, ни единого деревца, кости мёртвых морских животных, останки разбитых кораблей.

Оттуда переместиться в район горных перевалов, ведущих к границе с Анголой, там ночью температура может опускаться до +5 °C. И сразу после перевалов попасть в долину реки Кунене, где днём может быть +45 °C.

Мы можем испытывать перепады температур от +5 °C до +45 °C в течение буквально нескольких дней, перемещаясь сами за рулём автомобилей.

Джип-сафари в Африке

Хочу вам сказать, что я как любитель офф-роуда ценю намибийскую программу именно за это, потому что при проезде через пустыню и перевалы мы имеем возможность использовать практически весь серьёзный потенциал наших машин. Они построены на базе 70-х «Крузаков», если вам это о чём-то говорит. Это современные, новые машины, но построенные на базе автомобилей конструктива середины 80-х гг. Такие честные рамные внедорожники с двумя неразрезными мостами, с механическими блокировками, естественно, только с механической коробкой передач. Очень богато дооборудованные в плане офф-роуда и дающие бесконечные возможности в плане экспедиционности. В машинах есть всё для автономного нахождения вдали от цивилизации в течение довольно долгого времени: холодильники, накрышные палатки, приборы для приготовления, все необходимые предметы быта.

Внедорожники в Африке

Есть второй вариант машин. Это машины, построенные на не менее честных, но всё-таки более комфортабельных пикапах Toyota Hilux, которые, в том числе оборудованы автоматической коробкой передач. Если за рулём оказывается девушка, которая никогда ничего кроме автоматической коробки не использовала, для неё этот вариант более предпочтительный. В любом случае каждому из нас предоставится возможность попробовать себя на бездорожье, на горных перевалах, в пустыне, при форсировании небольших бродов.

По поводу ночёвок. В городе Виндхуке гостиницы прекрасно оборудованы и комфортабельны и дают фору отелям лучших городов мира. Там вкусные рестораны, комфортные номера. Одним словом – столица. Все остальные ночёвки у нас, как правило, в двух вариантах: это либо комфортабельные лоджи, расположенные в самых интересных местах нашего маршрута, либо дикий campsite. С одной стороны, мы спим там в палатках на крыше или на земле, вокруг нет никаких населённых пунктов и людей – есть только дикая африканская природа и животные в ней. У нас был случай, когда, чтобы организовать место ночёвки, нужно было выгнать с нужной нам поляны слона! Были ситуации, когда мы засыпали и рядом никого не было, а проснувшись, видели вокруг нас кричащих бегемотов, всего 30-40 метрах от нашей стоянки. Или ты вылезаешь утром из палатки, а над тобой жираф объедает листву с дерева. Или пришли гиены и доели бефстроганов, который мы беспечно оставили на ночь в алюминиевой кастрюле. Гиены этот бак оттащили в соседние кусты и там пировали всю ночь. Утром мы порадовались тому, что его теперь не надо отмывать, они его отполировали своими шершавыми языками до зеркального блеска! Вот так у нас утроены кемпинги. И при этом они оборудованы туалетом и душем. И продиктовано это не столько заботой о туристах, сколько заботой о природе Африки, чтобы мы её не загадили. Поэтому рядом с нашим диким местом для ночёвки будет располагаться будочка с нормальным туалетом и душем. Минимальные комфортные условия будут соблюдены.

Ночёвки в кемпинге

Очень часто задаваемый вопрос по поводу нахождения на границе с Анголой. Те, кто ориентируется в африканских реалиях, говорят, что там же возможны какие-то серьёзные заболевания, нужны ли прививки? Моё твёрдое мнение: «Не нужны»! И вся моя практика поездок в этот регион (а я там был порядка шести раз) подтверждает это. Сама Намибия находится в зелёной зоне с точки зрения Всемирной ассоциации здравоохранения по эпидемиологическим заболеваниям, а вот Ангола, находящаяся на другом берегу реки Кунене, может быть проблемной. Но на этом берегу всё нормально! Делать прививки, которые дают организму определённую нагрузку, я бы не рекомендовал, необходимости в этом нет. Речка Кунене кишит крокодилами, эту речку никто и не охраняет, лучшими пограничниками являются крокодилы. При всей привлекательности речки, купаться в ней не придётся. Мы будем ночевать в комфортабельном лодже, искупаетесь в бассейне там. Но по речке можно пройти на катере (если позволит уровень воды) и порыбачить. Нахождение в этих краях – незабываемое впечатление! Мы проедем через земли кочевых племен химба, которые реально ходят в такой одежде не для туристов, в их жизни ничего не изменилось за последние 500 лет, у них нет паспортов, они свободно пересекают границы. Это кочевые дикие племена южной и центральной Африки. На их территориях мы будем находиться и, скорее всего, встретимся и пообщаемся.

Африканские племена

Как я уже говорил, мы побываем на Береге Скелетов, там одна из лучших в мире океанских рыбалок с берега, по мнению экспертов. Я рыбаком не являюсь, к сожалению, но рыбу там ловил: поймал акулу, ската и кучу другой вкусной рыбы. Ската отпустили, акулу и другую рыбу съели, пожарив её на костре. Без вариантов – рыба ловится. Нет такого, что ты пришёл и не клюёт – не может не клевать в Террас Бэй, в Атлантическом океане! Просто кусочек рыбки на крючок, незатейливые снасти, большие удочки с поясным упором, и клёв гарантирован! При этом условия размещения в лодже очень спартанские. Terrace Bay Resort язык не поворачивается назвать лоджем – условия заброшенного пионер. Лагеря, хотя имеет статус лоджа. Но рыбалка искупает абсолютно всё! Даже если вы не рыбачок.

Ещё с этим местом связана одна история, которая случилась в позапрошлом году, я был там в первый раз. Мы были шокированы внешним видом этого лоджа, а потом увидели большое количество военных автомобилей и людей в форме, что для этих мест нетипично. Спрашиваем у местных, что происходит. «Ну как же, отец нации приехал»! Первый президент Намибии Сэмуэль Нуйома в конце 80-х – начале 90х годов, которого считают создателем государства Намибия, отработал президентом три срока, потом передал власть, но остался в стране в статусе «father of the nation». Ему сейчас 93 года, и он самый любимый политический персонаж в этой стране. В любом кабинете или офисе висят портрет действующего президента и Сэма с подписью «отец нации». И вот этот дедушка приехал со своей свитой половить рыбку, он делает это минимум раз в год, это его любимое место рыбалки. И мы с ним за ужином знакомимся: выпили, посидели, он угостил нас красным винишком, мы заказали – белое. Всё это происходит в столовой лоджа, с его свитой. Он всем нам пожал руки, сказал «спасибо» на чистом русском и продолжил рыбачить – он в своём месте, мы в своём, а на следующий вечер опять за ужином встретились. Эта история имела продолжение, когда мы дальше двигались по Намибии. А там нет никакого криминала или инцидентов, передвигаться по Намибии ничуть не менее безопасно, чем по любой европейской стране. Приезжая куда-то, я хвастался: «Хотите покажу, с кем я общался?». Местные думали: «Небось, с белым носорогом. Вы, белые ребята, все радуетесь встрече с белым носорогом». Я показываю фотографию с Сэмом. Их реакцию невозможно описать! Люди зовут всех знакомых и родственников, всех продавцов супермаркета: «Посмотрите, он с Папой!». Ну и отношение ко мне было после этого такое, будто я сын Папы. Очень запоминающийся сюжет. Поэтому посещение рыбалки в Террас Бэй может обернуться вот такими неожиданными встречами.

Рыбалка в Террас-Бэй

В целом, могу сказать, что поездка по Намибии – это мой самый любимый африканский маршрут, а мы их делали уже достаточное количество. И в этом году мы её сделали нетрадиционной – не в ноябре, а в мае – и вложили в неё всё самое лучшее, что было за предыдущие годы! Мы составили, на мой взгляд, идеальный тур. Знаменитые достопримечательности юга Намибии (Мёртвый лес, Дюны, каньон Сесрием, долина Соссусвлей) и центральная часть страны с Свакопмундом – самым современным и стильным городом Намибии, колонии котиков и пр. Потом перемещение на север Намибии к границе с Анголой, возвращение обратно через земли племен Химба и Дамара, через мой любимый лодж Mount Etjo, который находится буквально в трёх часах езды от Виндхука. Там вокруг потрясающие сафари, огромное количество животных, по территории лоджа бродят розовые фламинго, растут ухоженные экзотические африканские деревья. И табличка «Просьба, фламинго не пугать», они очень нервные. Абсолютный люкс в окружении дикой природы! Три года назад я там встретил детёныша носорога, его мать погибла, сотрудники лоджа приютили этого сиротку на реабилитацию. Представьте себе щенка шарпея, вот такого сморщенного, только размером с корову и с небольшим рогом! Носорожёнок очень милый, доброжелательный и нелепый. Ему повезло, он попал в хорошие руки. Уверен, у него всё хорошо сложилось. Встреча была незабываемой!

Лодж Mount Etjo Safari Lodge

Присоединяйтесь к поездке в Намибию! Места ещё есть.

Присоединяйтесь к новым путешествиям!