статья
Дмитрий Славин

Первозданная Африка: как не быть растоптанным слоном и отличить белого носорога от чёрного

Мы уже беседовали с Дмитрием Руденко об Африке. О дорогах в саванне и пустыне, о машинах, покоряющих эти дороги. О принципах существования и выживания в африканских условиях. Но Африка – поистине огромный континент и в первом разговоре, совсем немаленьком, мы не успели поговорить о самом главном. Зачем? Зачем туда едут люди со всего света?
Зачем?

Животные, в основном. Дикий мир животных, оставшийся нетронутым тысячелетиями. Все закаты и восходы, гастрономические удовольствия и этнографические открытия теряются рядом с чисто животным инстинктом в тот момент, когда царственный лев обращает свой взор на человека. Мы воспитаны и привыкли жить так, что животные – в загонах зоопарка, а мы выходным днём ради расширения кругозора можем сходить посмотреть на них. В Африке всё наоборот. В Африке в клетках люди. Они ограничены маленьким пространством кемпинга и автомобиля. За пределами – буш и саванна, не наша, а их стихия, там их законы. По крайней мере такова ситуация на большей части Намибии и Ботсваны, основного направления южноафриканских сафари.

Животные в Африке


Можете рассказать про Big Five?

Термин пришел из прошлого, с тех времен, когда сафари представляло собой не фотоэкскурсию в комфортных и безопасных условиях, как сейчас. Это термин первых европейских охотников в Африке. Большая пятёрка – животные, способные убить человека с ружьем. Слон может просто растоптать, со львом и леопардом – всё ясно, это хищники. Носорог в своей ярости – бронированный танк, может быть опаснее слона. Многие недооценивают, спрашивают, что при чём здесь буйвол? Буйвол – это отнюдь не корова. Это агрессивное животное с огромным ударным потенциалом, да к тому же ещё и стадное. Бывали случаи, когда они атаковали всем стадом.

Буйвол

Сейчас всё изменилось. Не надо никого убивать, не надо охотиться на них. Получить Большую Пятерку в трофеи – означает, что достаточно их выследить и встретить, получить фотографии. Причём с усовершенствованием фототехники это становится проще и доступнее, а сами виды отнюдь не вымирающие. Но животные остаются животными, они не стремятся ко встрече с людьми, хотя никто из них и не убегает трусливо, едва почуяв человека.

Вояж в Африку считается удачным, если вам посчастливилось встретить все пять видов. Тут нужен определенный опыт и навыки выслеживания, не хуже, чем во времена охотников. В наших поездках мы точно увидим 4 или 5. И стараемся, конечно, чтобы с большой вероятностью это была вся Пятерка. Самое сложное тут – леопард. В отличии ото льва это скрытный хищник. Охотится обычно ночью, жертв подстерегает в кустах, в зарослях. В светлое время суток предпочитает отсиживаться в тени, много не перемещается. Да и сам по себе он пятнистый – сразу и не заметишь. Нужно быть немножко скаутом для встречи с ним.

Дальше по вероятности встречи идет носорог. Их два вида: чёрный и белый. Многие ошибочно думают, что они и есть такого цвета. Нет, они одинаковых цветов, как правило это серый и его оттенки. Всё просто зависит от цвета грунта в районе обитания. Носорог постоянно вываливаются в грязи, спасаясь от жары. Но отличия чёрного от белого есть, их надо увидеть и понять. Разница в образе питания. Чёрный питается листьями деревьев, у него верхняя губа треугольной формы. У белого верхняя губа будет подобна газонокосилке. Второе отличие: поведение мамы с детьми. Детёныш белого носорога бежит позади мамы. Детёныш чёрного – сбоку или впереди.

Белый носорог гораздо более распространен, в то время, как чёрный считается «на грани исчезновения». Но и с белым не всё так радужно. В Африке у них два ареала Северный (Судан, Уганда и Конго) и Южный (полосой меж океанов он Намибии до Мозамбика). Так вот, буквально уже в нынешнем десятилетии, официально признано полное истребление северного ареала. Африканцы не имели оружия, способного навредить носорогу. Европейцы открыли белых африканских носорогов только в середине 19-го века, и сразу начали на них охотиться из-за трофеев. А тут ещё и китайцы со своей традиционной медициной постоянно добавляли спросу. В какой-то момент, в конце 20-го века опомнились, пытались сохранить в национальных парках, но нестабильная политическая обстановка мешала. Когда в стране гражданская война – никто не контролирует браконьеров. В итоге больше нет Судана в его прежних границах, нет больше Заира, и северной популяции белого носорога тоже нет.

Встретить кого-то из южной популяции можно довольно гарантированно, но снова необходимы навыки и понимание. Где они в какое время суток находятся, где у них тропы, где и когда водопой. Кстати, север Намибии – единственное место на континенте, где носороги обитают вне национальных парков.

Давайте уже про царя животных поговорим.

Да, лев – царь. Это не просто так, для красоты слова. Он доказывает это всем, чем может доказать. Как-то раз мы ехали по узкой песчаной колее в Ботсване, и лежало два льва. Не объехать никак. Нам приходилось долго ждать, потом чуть ли не подталкивать бампером слегка. Они в итоге величаво встали, отошли на два метра и снова легли.

Взрослые самцы живут отдельно и охотятся отдельно. Прайд – это все остальные: самки, детёныши, подростки-самцы. Тут может быть до 50 особей. Глава прайда – горделивый взрослый сильный самец, держится отдельно. Может прийти на короткое время, спариться и уйти. Мне как-то довелось в заповеднике Хванге в Зимбабве наблюдать охоту прайда. Вроде охотилось две львицы на бородавочника. Но в тот момент, когда началась непосредственно погоня, как по команде, из буша материализовалось еще 12-13 особей, со всех сторон. Вся охота заняла 30 секунд, у несчастной Пумбы не было шансов. Вообще, увидеть охоту – это редкая удача. Мне за все мои экспедиции повезло так дважды.

Про слонов добавите что-то? На них можно покататься?

Нет. Африканские слоны дикие. Совсем далеки от азиатских сородичей. В последнее время слышны истории, что где-то приручают. Но это практически невозможно для бытовых целей, как у индийского слона (строительство, перевозка грузов). Если приручили как ездового слона – то есть всё время ощущение, что до поры. Даже если опустить всю эту модную в последнее время тему от защитников животных, я все равно считаю, что сафари на африканском слоне – это просто непредсказуемое и опасное мероприятие. Здесь слон – достаточно злобное животное. На всех наших сафари 15 метров до животных – это красная линия, за которую никак нельзя.

Слон

У них матриархат, живут большими семьями. Если есть в группе малыши, следует быть ещё осторожнее, а дистанцию увеличить до 30 метров. Если вы им не нравитесь, слоны начинают хлопать ушами, трубить хоботом. Начинайте отъезжать. При сафари лев и леопард не опасны. Они довольно индифферентны к автомобилю, потому что атаковать физически его не смогут. А вот слоны могут достать. В Youtube полно роликов со слонами, атакующими джипы на сафари. Буйвол или носорог могут боднуть, но не смогут перевернуть автомобиль, а слон с большой долей вероятности сможет. Мы не стремимся к подобным инцидентам, проводя подробные инструктажи и выделяя гидов для сопровождения, но вообще на сафари они бывают.

Слоны и зебры

И всё-таки общее по животным: сафари – это безопасно. Риск быть съеденным отсутствует, быть помятым – минимален. Вы просто должны вести себя с животными осторожно. Находиться за рулем и на борту джипа в здравом рассудке, без каких-то глупых поступков. И просто не выходить из машины – это самое главное. Выходить – только в кемпинге и в огороженных зонах.

Ну а тогда по другим опасностям от животных? Змеи? Обезьяны?

За 15 лет путешествий по Южной Африке я ни разу не встретил змею. Бабуин, наверное, может укусить. Не умрёте, но отпуск будет испорчен, надо будет уезжать в цивилизацию, срочно делать уколы. Просто не дразните их, не провоцируйте. Другая частая опасность от племени обезьян – это вельветовые мартышки. Любят воровать, могут утащить что-то ценное, вроде сумочки с документами или паспорта. У нас машины оборудованы сейфами. В первый день убрали туда всё самое ценное и забыли про эту опасность.

На пикнике не накрывайте поляну или стол. Не соблазняйте их. Когда видно много этих мартышек, с недобрыми намерениями, отлично действует рогатка. Просто прицелился раздвоенной палкой в их сторону, сразу понимают, убегают.

Шакалы тоже не опасны. Не разорвут. Но вот ночью могут что-то утащить, даже внутри кемпинга или около машины. Не оставляйте ничего, прячьте внутрь, посуду обязательно мойте, иначе всё перегрызут.

В принципе, опасности сафари – это то, про что снимают рекламные ролики, привлекают аудиторию, повышают интерес. Для адекватного путешественника сафари – неопасное приключение.

Скажите, а почему жирафа, бегемота нет в Пятерке?

На них не охотились изначально, они не представляли трофейного интереса. Да и человеку с ружьем или без они не страшны. Если стреляли в воздух, то жирафы всегда разбегались. Бегемоты почти всё время проводят в воде и, если выходят поесть свежей травы, то в основном ночью. А человек сам в воду всё-таки не лезет без нужды и не гуляет на болотах по ночам. В африканских реках не купаются по вполне понятным причинам. Только в бассейнах, в кемпингах, ну и в море.

Жирафы

Почему в реках не купаются?

Там крокодилы. На всю Южную Африку есть только одна река без крокодилов – Оранжевая. Вот в ней можно искупаться. Она Оранжевая, конечно, не по цвету воды, а по нидерландской монархической династии. Но на остальных реках плавают в местных лодках мокоро или катерах. Это тоже своеобразное сафари. Лучшим местом для подобной фотоэкскурсии будет река Чобе на севере Ботсваны. Мы стараемся её включать в наши экспедиции. Кстати, в одноименном парке «Чобе», который мы всегда посещаем, крупнейшая в Африке популяция слонов.

В Африке вода – необычайная ценность. Со всех сторон поближе к воде собираются животные и пасутся стадами. Они всегда есть, и их много. Ракурс с воды совершенно другой, нежели с борта автомобиля. Плюс, можно подплыть гораздо ближе, те же буйволы или слоны игнорируют лодки, в отличии от авто. Ну и добавляются ко всему прочему водные птицы и, конечно, бегемоты с крокодилами.

Последние, как все хладнокровные, любят пригреться на солнышке и совершенно неподвижно лежать на берегу, словно позируя туристам. А уж если зевнут! И крокодилы, и бегемоты постоянно зевают, все эти фотографии ужасно разверзнутых пастей чудовищ, что вам может быть встречались – это, как правило, просто зевание.

Бегемот зевает

В обводненных просторах Окованго и Каприви – огромное разнообразие птиц. Есть такое направление в фотосафари – birdwatching. Так вот, всем его поклонникам обязательно надо это увидеть и поснимать. Невероятное разнообразие. Но нужен хороший длиннофокусный объектив, не менее 400-500 мм.

Если немного отойти от фауны, можете о каких-то чудесах из области флоры поведать?

Welwítschia mirábilis – даже по латинскому её названию понятно, что это что-то удивительное. Эндемик намибийских пустынь, корнями уходит вниз до 30 метров. На фото всегда смотрится, как один куст. Но на самом деле там всего два листа, они просто разлохмачены порывами ветра. У вельвичии бывает мужское и женское растения. На женском – большие красивые шишки. Бушмены называют растение «большой господин», а ботаники установили, что возраст некоторых достигает полутора тысячи лет.

Ну еще, безусловно, баобабы. Но что про баобабы рассказывать? Все их видели или слышали про них. Но всё равно, когда вдесятером пытаетесь обнять это дерево, испытываете невероятные ощущения.

Невероятные ощущение дарят не только баобабы. Южная Африка – это огромные национальные парки, в которых сохранилась природа такой, какой была наша планета века и тысячелетия назад, когда слоны, носороги, жирафы и бегемоты уживались вместе с людьми, не мешая друг другу. Дикая, первозданная Африка. Это не штамп, она правда существует. 


Поехали с нами, чтобы убедиться в этом?

Присоединяйтесь к новым путешествиям!

Посмотреть будущие экспедиции

+