интервью
Экспедиции Клуба путешествий

«Горы – это мир, в котором ты чувствуешь себя на границе реальностей». Интервью с известным альпинистом Сергеем Ковалевым

Перед специальным показом фильма «Горы» Михаил Кожухов взял публичное интервью у Сергея Ковалева – дважды покорителя Эвереста и всех семи самых высоких вершин на планете. Что заставляет Сергея вот уже более 30 лет совершать восхождения и обучать альпинизму новичков, как проходит акклиматизация и подготовка к экспедициям, что люди вообще ищут в горах и зачем сами себе устраивают испытания? Об этом, а также о специальном проекте Клуба путешествий «Семь вершин: путь к Эвересту» читайте в этом интервью.

Восхождение на Аконкагуа


Сергей, ты дважды был на Эвересте, 80 раз на Монблане, сто тысяч раз еще где-то – истоптал все вершины, которые я видел или о которых слышал. Я сам однажды оказался на высоте более 5000 метров (меня туда завез герметизированный самолет), и вот хуже состояния я в жизни не испытывал. Описать, что именно у тебя болит, очень сложно, ты просто чувствуешь, как распадаешься на атомы. Я правильно понимаю, что это примерно то же самое, что ты испытываешь на Эвересте, Аконкагуа и прочих красивостях?

Тяготы и лишения, безусловно, какие-то присутствуют, и, пожалуй, это то, что делает игру под названием горовосхождение, или альпинизм, настоящей. Мы живем мире, в котором что-то можно симулировать, в виде компьютерной игры, что-то можно купить за деньги или получить в виде подарка, но, к счастью, на этой планете еще остались вещи, которые невозможно обрести этими тремя способами. И вот восхождение, через трудности, через самую важную из побед – победу над собой, своим страхом – этот путь к вершине, достижение вершины есть то, что человек, наверное, может унести с собой в могилу и в следующей жизни использовать как ступеньку к звездам, другим достижениям. Без тягот, о которых ты говоришь, эта победа не имела бы такого смысла.

Людям нравится ходить на высокие горы из-за магии цифр, и на пути к реально высокой вершине с человеком происходят удивительные порой изменения: ментальные, даже физические – у того, кто поднялся на 5–6 тысяч метров, меняется состав крови. Естественно, эти перемены отражаются на самочувствии. Да, может, будет болеть голова, может, будет одышка, может, человек будет распадаться на атомы и собирать себя заново, но оно того стоит.

Зачем вообще ходят в горы? Первая составляющая – красота. Когда человек оказывается в горах, особенно после города, скажем, прилетел из московской зимы в аргентинское лето, – это фейерверк. Вторая составляющая – отношения между людьми. Вы попадаете в мир, где общение идет совершенно по-другому. Не потому, что в горах люди становятся лучше (человека за 2000 лет христианство не очень-то изменило, а альпинизм и подавно), просто в горах в себе открываются какие-то качества, которые в обычной жизни не были востребованы. В общем, вы попадаете в круг тех, с кем вам невероятно комфортно общаться, кто поделится с вами куском хлеба, глотком воды или чашкой кальвадоса. И уже третье слагаемое – собственно восхождение, достижение вершины, борьба с собой, головной болью и т.п. – кому что достанется от горной болезни. Вместе все эти компоненты работают как прекрасное действо, память о котором, послевкусие которого бодрит даже очень много лет спустя: «Ах, какой я был на той горе!»


Альпинист в горах


Какое время необходимо для адаптации, например, к Аконкагуа? Если я правильно помню, стандарт – 3 недели. Можно ли быстрее?

Процесс акклиматизации очень индивидуален: кому-то необходима неделя, а кому-то две недели для того, чтобы выйти на одно и то же состояние. Аконкагуа – без малого 7000 метров. Если у вас есть опыт восхождения на 6500, и вы знаете, а лучше, если и я знаю, как вы ведете себя на этой высоте, то мы можем попытаться сократить сроки, но это не означает, что на практике у вас получится, и ясно всё станет только в процессе. Множество институтов предлагают за деньги вещи, якобы позволяющие ускорить акклиматизацию, – всякие барокамеры – но они не работают. Никому из тех, кто к нам приезжал, тренировки в барокамере или с использованием гипоксических масок не помогли. Во всяком случае, заметного эффекта они не дали. Мы сейчас сократили сроки подъёма на Эверест с 60 до 45 дней, но сделать это удалось за счет логистики и использования кислорода в базовых лагерях.

Можешь подробнее рассказать о вершинах из нашей совместной программы «Семь вершин» и о самой программе?

На планете Земля всего 7 континентов: две Америки (Южная, Северная), Европа, Азия, Антарктида, Австралия, Африка. На каждом континенте есть горы, у гор есть высшая точка. Где-то в 1970-х годах возникла идея: почему бы не покорить высшие точки каждого континента? Программа оказалась невероятно успешной, на сегодняшний день на все вершины поднялось 1,5–2 тысячи человек. Россиян из них – 25-30. Не очень много. Меньше людей, чем слетало в космос на сегодняшний день.

Чем эта программа интересна. Во-первых, это путешествие. Каждая вершина – приключение на новом континенте. Например, высшая точка Северной Америки – Денали – на Аляске: дикие горы, совершенно фантастическая рыбалка, медведи-гризли по дороге. На высшей точке Африки – Килиманджаро – слоны. Вот где ещё на восхождении можно встретить слона?! Антарктида – вообще космос – это просто другая планета. Чувствуешь себя героем репортажей 30-40-х годов прошлого века, когда люди ехали в новые земли, а их сопровождали журналисты и рассказывали потом всем об увиденном. Второй момент – восхождение на все 7 вершин требует только базового владения альпинистской техникой, а Килиманджаро, Аконкагуа и Эльбрус доступны вообще для любого.


Альпинизм


Что такого знает гид без чего невозможно?

Самая большая проблема для человека, который решил ходить на высокие горы, то есть выше 5000 метров, – это мозг, который потребляет невероятно много кислорода, а толку от него на восхождении особо никакого: рюкзак он не несет и так далее. Если у человека начинаются проблемы из-за горной болезни, акклиматизации, первое, что делает организм, – отключает мозг. Вообще. И человек в этот момент ничего не может сам сделать. Он даже не может осознать, что у него с головой что-то не так, а гид видит изменения: скажем, отмечает раскоординацию.

А у гида этих проблем нет?

Ну, гиды – это же люди, которые никогда не болеют, в туалет никогда не ходят… Кроме шуток, гид может правильно оценить свое состояние в силу опыта. У человека, который ему доверяется, такого опыта просто нет. Технические навыки: выйти в правильное место в условиях плохой видимости, поставить палатку при сильном ветре, поесть приготовить – всё это вторично. Главное, что гид всегда может контролировать состояние участника и при необходимости вовремя развернёт его с восхождения. Никакая гора не стоит даже мизинца отмороженного, не говоря уже о жизни. Основная задача гида – не поднять людей на гору, а спустить их живыми и невредимыми, обеспечить безопасность восхождения.

Мог бы ты вкратце рассказать о самых любимых своих вершинах?

Горы, как и море, и лес, – это совершенно особая энергетическая среда. Это трещина между мирами, разлом в планете, из которого энергия Земли прорвалась к космосу и застыла в тот момент. Я очень люблю Памир, Каракорум – молодые горы, жёсткие вершины, ледники, камни. Мне по душе суровый, контрастный, черно-белый даже мир. Мир, в котором ты действительно чувствуешь себя на границе реальностей.



В январе-феврале 2021 года состоится восхождение на Аконкагуа. Это высшая точка Южной Америки, пик высотой 6962 м, гордо венчающий горный массив Анд. Восходить на вершину будем под руководством известного альпиниста Сергея Ковалева (35 лет в горах, за плечами – восхождения на высочайшие горы всех континентов). А в базовом лагере на высоте 4300 метров на будут ждать: русская и аргентинская кухня, теплая атмосфера, посиделки с гитарой в уютной кают-компании, интернет и электричество. Для участия в экспедиции желателен опыт восхождений на 5000 м и хорошая физическая форма.

Присоединяйтесь к новым путешествиям!

Посмотреть будущие экспедиции

+