статья
Даниил Безденежных

«Быть на Алтае только туристом – слишком роскошно для туриста и слишком мало для Алтая»

Мы планируем новую экспедицию, в этот раз наш выбор пал на Горный Алтай.
Зимой Алтай становится по-настоящему сказочным: ели покрыты большим пушистым снегом, горные вершины сверкают льдом, а озёра становятся кристально-голубыми, отражая бездонное небо. Воздух, кажется, звенит. Снег от мороза похрустывает под ногами, изо рта идёт пар, а из деревянных уютных домиков – дым от печки.

Наше путешествие по югу Сибири пройдёт в компании Даниила Безденежных – местного жителя, непревзойденного рассказчика, автора документального фильма «Хранители Алтая» и создателя одного из интереснейших алтайских эко-отелей. Даниил, как никто другой, сможет влюбить в Алтай – место силы, где стоит побывать хотя бы раз в жизни.

В ожидании предстоящей экспедиции мы встретились с Даниилом и задали ему несколько вопросов про его деятельность и любовь к Алтаю.
Даниил Безденежных гид по Алтаю

Даниил, расскажите, как судьба привела Вас на Алтай?

– История о том, как я стал гидом-проводником, уходит корнями в моё детство. Я проводил каждое лето у друзей моих родителей, в маленьком домике, на берегу Катуни. Тогда и зародилось чувство уважения к Алтаю, ощущение его глубины и силы. Позже оно только усиливалось во время походов с родителями к высокогорным озёрам. Повзрослев, я стал работать инструктором и заходить всё дальше вглубь Алтая, маршруты становились всё сложнее и интереснее. Позже я начал путешествовать по всему миру, свой наработанный опыт переносить на Алтай, стараясь показывать гостям не только таёжные тропы и местные красоты, но и раскрывать более глубокие смыслы Алтая. Это и богатая история региона: здесь побывали гуны, скифы, тюрки, монголы, пазырыкцы. И необычные реликвии с Алтая: карты звёздного неба, которым тысячи лет, каменный телескоп, который работает до сих пор, солярные часы, каменные воины, оленные камни, врата времени. Всем этим Алтай полон и интересен, он хранит много никем не раскрытых секретов.

– Можно ли объять необъятное и в рамках одного путешествия прочувствовать Алтай?

Скоро на экраны выйдет наш второй документальный фильм по следам экспедиции великого исследователя и ученого Василия Сапожникова (1895). Именно он открыл Алтай для всего мира. Он сделал первые фотографии этой горной страны, составил первые карты, рассказал об алтайском народе и открыл десятки ледников Алтая. Мы повторили машрут его экспедиции, посмотрели, насколько Алтай изменился за сто лет, расстаяли ли ледники, помнят ли алтайцы свой язык и исконные традиции.
У Василия Сапожникова есть фраза, которую я люблю: «Быть на Алтае только туристом – слишком роскошно для туриста и слишком мало для Алтая». И в этом Алтай весь: он глубокий и интересный, здесь, в центре Евразии идёт пересечение вер и культур, на Алтае встречаются православие, буддизм, шаманизм, ислам, язычество. Все великие народы прошли через Алтай, это колыбель и коридор народов. И всё это до конца не изучено.

Природа Алтая

– Хорошо, что Вы затронули тему Ваших документальных фильмов. В чём Вы видите смысл съёмок?

Фильм «Хранители Алтая» – о людях, сохраняющих природу, наследие и священные места Горного Алтая. Большинство этих людей я знал ещё до съёмок фильма. На премьере в Русском Географическом обществе я смотрел на реакцию публики, как зал реагирует на глубокие высказывания дорогих мне людей. Было ощущение, что здесь и сейчас говорит сам Алтай, но голосами обычных жителей. Это очень ценно. Фильм был принят тепло.

Что касается второго документального фильма, то главным подарком и наградой за нашу работу стала внезапная встреча с родственниками Василия Васильевича Сапожникова. Нам показали его семейные фотографии и даже альтиметр, которым он измерял Белуху. Выпить с внуками и правнуками за его великие открытия – бесценно!

– Что Вы можете рассказать о современных алтайцах?

На съемках фильма я встретил свою невесту Солунай Торбогошеву. Она хореограф, руководитель студии танца и школы моделей. Она через танцы возрождает алтайские традиции. Именно она показала мне Алтай глазами коренного населения. В них много настоящего, они гораздо глубже понимают природу, чем мы с вами. Алтайцы твёрдые и ранимые одновременно, такова их история: цивизации приходят на их землю и уходят, а они остаются.
Ещё в рамках своей работы я познакомился с Урматом Князевым, он самый молодой в истории депутат Эл Курултая, а также представлял малочисленные народы Алтая в ООН и в США. Очень светлый человек. У него есть брат Александр Князев, он два года был монахом в монастыре в Бурятии. Уникальные ребята.

– Какие места Алтая особенно дороги Вашему сердцу?

Я чувствую себя на Алтае как дома на берегу Катуни. Катунь – это такой женский образ, ведь «кадын» переводится с алтайского как «жена» или «госпожа». Река Катунь берёт начало у подножия Белухи, самой высокой вершины Сибири, вбирает в себя все реки Алтая и течёт до слияния с Бией, где даёт начало Оби. На каждом своём отрезке Катунь разная, и она по-разному рассказывает свою историю Алтая. Верховья Катуни не похожи на низовья. С Катунью хорошо разговаривать.

Река Катунь в зимнее время

– А что Вы больше всего любите показывать на Алтае путешественникам?

Я стараюсь показывать не конкретные места, а рассказывать их историю, историю людей, с ними связанными. Очень значимо помочь путешественникам осознать себя там, в конкретном месте, понять его историю, прошлое и настоящее, предположить его будущее, понять связь человека с этим местом. Это важнее фотокарточек на память.

Присоединяйтесь к путешествиям по России!

Посмотреть будущие экспедиции

+